Стратегия реализации и бизнес-модель проекта ИПС

 

1. Описание целевых пользователей ИПС, оценка потребности рынка в реализации проекта.

Интегрированная платформа сервисов учетных институтов (ИПС) - является многоцелевой платформой, взаимосвязывающей различные сферы небанковской части финансового рынка: от инфраструктуры рынка ценных бумаг до непрофессиональных инвесторов. ИПС основана на технологиях РБД/блокчейн, где каждый компонент функционирует на базе соответствующего смарт-контракта (ов).

Основные компоненты ИПС указаны в разделе «Краткая информация о проекте».

Для их реализации важно организовать процесс инвестирования в ИПС с использованием встроенных возможностей распределенной сети Partadchain, включая выпуск токенов. Одним из ключевых преимуществ проекта является возможность обмена регуляторными данными между нодами распределенной сети, являющейся основным элементом ИПС.

Целевые участники сети ИПС – некредитные финансовые организации (НФО) России.

Внедрение и использование ИПС позволит добиться новых качественных изменений в сфере функционирования НФО, а именно:

  1. Обеспечит сохранение конкурентной среды в инфраструктуре рынков ценных бумаг и коллективных инвестиций и повышение конкурентоспособности ее институтов по отношению к централизованным системам, что улучшит как качество услуг предоставляемых конечным инвесторам, так и регуляторных данных, генерируемых в рамках этого процесса.
  2. Увеличит доступность услуг НФО в розничном сегменте.
  3. Создаст дополнительные возможности децентрализованной торговли внебирижевыми финансовыми инструментами, с обеспечением регуляторного надзора.
  4. Сократит расходы на ведение бизнеса у НФО.
  5. Обеспечит бесперебойность ключевых сервисов инфраструктурных организаций (включая идентификацию клиентов и поддержание учета их прав собственности на финансовые инструменты).

 

2. Оценка емкости рыночных сегментов потенциальных участников ИПС

Рыночные сегменты потенциальных участников сети ИПС включают в себя:

  • 31 специализированный депозитарий;
  • 35 регистраторов;
  • 326 депозитариев;
  • около 350 управляющих компаний;
  • около 286 НПФ и страховых компаний;
  • другие регулируемые финансовые институты.

Стоимость подключения к системе (получения статуса участника сети ИПС с минимальным функционалом) составляет не менее 150 000 рублей (единовременно). Стоимость технической поддержки сети ИПС для одного участника составит 50 000 рублей в год. Планируется, что участниками сети ИПС станут практически все специализированные учетные институты, а также не менее половины участников финансового рынка из указанных выше рыночных сегментов, по мере осознания ими необходимости и полезности участия (в течение первых двух лет реализации проекта).

Таким образом, первоначально охватываемый ИПС расчетный объем рынка составляет 547 участников, что принесет проекту не менее 82 млн руб. Ежегодные поступления от поддержки функционирования ИПС в среднесрочной перспективе планируются на уровне до 27 млн руб. в год.

Создавая условия для развития бизнеса каждого участника ИПС в отдельности, платформа принесет дополнительный социально-экономический эффект всем участникам ИПС и потребителям ее сервисов за счет формирования децентрализованной экосистемы оказания цифровых услуг для инвесторов/клиентов НФО, повышающей их доверие к финансовому рынку в целом.

 

3. Обоснованность указанного в заявке планируемого объема продаж и прогноза охватываемой проектом доли рынка

Обоснованность прогноза охватываемой при реализации проекта по созданию ИПС доли финансового рынка подтверждается тем, что он основывается на разработках не узкой группы сотрудников одной организации, а экспертного сообщества на базе СРО ПАРТАД, включающего как топ-менеджеров крупных инфраструктурных организаций, а также и экспертов в области финансовых технологий, разработчиков Fintech и RegTech программного обеспечения, вендоров, которые исходят из имеющихся в настоящее время резальных потребностей рынка в определенном инструментарии и сервисах.

Все функции и этапы реализации проекта ИПС проходят публичное обсуждение и многоступенчатое согласование.

 

4. Анализ конкурентной среды

Аналогов ИПС на финансовом рынке РФ на данный момент нет. По сути, конкурирующим проектом является исключительно сам централизованный подход к развитию инфраструктуры финансового рынка (альтернативой которому является реализуемый в проекте по созданию ИПС сетецетричный принцип построения информационных систем), представленный, в частности, институтом центрального депозитария, в лице НКО АО НРД.

Наименование Сильные стороны Слабые стороны
НКО АО «Национальный расчетный депозитарий»
  • Дочернее предприятие «ОАО Московская биржа» (мажоритарий - Банк России 11,779%);
  • Наличие собственного финансового ресурса для внедрения новых технологий.
Отсутствие развитой конкурентной среды при централизованном развитии инфраструктуры, в следствие чего имеют место:
  • Монопольно высокие цены на услуги, предоставляемые ряду групп потребителей;
  • Недостаток мотивации для генерации инновационных идей и создания новых технологий;
  • Снижение возможностей регулирования со стороны надзорного органа;
  • Вероятность потерь из-за возможного распространения на организацию режима экономических санкций.

Готовых решений аналогичных проекту ИПС на рынке нет, ведутся разработки собственными силами НКО АО НРД и СРО ПАРТАД, в инициативном порядке.

 

5. Планы по активному продвижению проекта на финансовом рынке в течение первого года с начала реализации.

  1. Презентация проекта на профессиональных конгрессах и конференциях (до 10 раз в год).
  2. Участие в презентациях в качестве приглашенных экспертов.
  3. Получение рекомендательных писем от НФО.
  4. Выпуск пресс-релизов в специализированных СМИ.
  5. Обучающие курсы в виде: очного обучения, вебинары, видео курсы.
  6. Продвижение сервисов ИПС через самих участниками финансового рынка.

 

6. Основные риски, которые учитываются при реализации проекта.

  1. Сжатие финансового рынка, вызванное ужесточением санкций к ключевым экономическим субъектам РФ, ведущее к неблагоприятным финансовым условиям для реализации проекта.
  2. Проблемы координации конкурирующих между собой ключевых участников проекта.
  3. Неблагоприятные регуляторные изменения, ограничивающие применение новых технологий в деятельности НФО.
  4. Несанкционированный доступ к конфиденциальной или ограниченной в использовании информации.